Басты бет » Материалдар » УДК 930.2: 94 (574) Материалы Сибирского комитет как источник изучения истории Казахстана в составе Российской империи

Отепова Г.Е., д.и.н, профессор Павлодарского государственного педагогического института

УДК 930.2: 94 (574) Материалы Сибирского комитет как источник изучения истории Казахстана в составе Российской империи

«edu.e-history.kz» электрондық ғылыми журналы № 4(08)

Тегтер: Генерал-губернатор, Архивные, документы, правительство, Царское, Сибирский, комитет, Исторический, источник., История, Казахстана, Законопроекты, Российская, империя, Сибирь
Аңдатпа:
Для рассмотрения вопросов, касающихся управления обширной территорией Сибири, в 1821 году согласно царскому указу был создан Сибирский комитет. В комитете были сосредоточены все сведения об экономическом и социально-политическом состоянии Сибири и казахского края: статистические данные, отчеты генерал-губернаторов, донесения, записки, прошения, законодательные акты и пр. Журналы, документы и высочайше утвержденные положения Сибирского комитета, которые до сих пор хранятся в архивах России и Казахстана, являются важнейшим источником по изучению истории казахского общества XIX века. Изучая и анализируя эти документы, можно извлечь информацию о местных органах власти, их взаимосвязи с центральными учреждениями, они дают характеристику административной, судебной, налоговой системы и других региональных вопросов.
Мазмұны:

Государственная система управления России в XIX веке характеризуется дальнейшей централизацией и бюрократизацией государственного аппарата. С присоединением новых территорий на Востоке, постепенно в Российской империи появляется объективная необходимость иметь специальный высший орган, который смог бы осуществлять управление этими новыми землями.Для рассмотрения вопросов, касающихся управления Сибирью, и для проведения ревизии в 1819 году туда был отправлен М. М. Сперанский. Ревизия М. Сперанского вскрыла вопиющие картины злоупотреблений и произвола сибирской администрации и местных начальников. В отчете М. Сперанский указывал, что общим предметом следственных дел было «лихоимство во всех его видах». Причину беспорядков и злоупотреблений он видел в отсутствии должного управления краем и законодательства. «Где нет законов, там всем управляет личная власть», - писал он. В течение двух лет М. Сперанский провел большую работу по борьбе с административными злоупотреблениями, по улучшению положения края и добился в этом значительных успехов и результатов. Как указывают источники, по распоряжению М. Сперанского за грабежи и взяточничество были преданы суду два губернатора, 48 чиновников, а всего замешанных в преступлениях было 681 человек. Кроме того, с виновных в должностных преступлениях, прежде всего, — взятках, были взысканы деньги на сумму 22 847 000 рублей [1, с.139]. Общим итогом этой поездки явился вывод Сперанского о необходимости коренного пересмотра всей системы управления и законодательства о Сибири. На этот факт указывают и российские исследователи: «Характерно, что на первых порах освоение новых земель осуществлялось, прежде всего, административными методами. … В известной степени, возникавшие особые комитеты и комиссии представляли собой искусственные промежуточные образования между верховной властью и губернской администрацией. Анализ истории возникновения и деятельности таких органов свидетельствует о том, что сам факт их появления был, как правило, следствием убеждения правительства в необходимости особых звеньев по управлению тем или иным регионом, признания» [2, с.8].

Для рассмотрения отчета М.Сперанского 28 июля 1821 г. был учрежден особый комитет, вошедший в историю под названием Сибирский комитет. Комитету предстояло не только рассмотреть отчет Сперанского, но и следить за претворением в жизнь разработанных им теоретических положений. В функции Сибирского комитета входило «1) Подробное рассмотрение общего и частных предположений по предмету устройства Сибирского края. 2) Постепенное введение оных в действие по мере соображения и начертания приличных к тому правил. 3) Рассмотрение новых мер, от местных управителей представляемых. 4) Разрешение затруднений, которые может встретить местное управление при введении новых положений и руководство онаго в высшем отношении на основании принятых начал» [3].

В первый состав комитета вошли: министр финансов Д.А. Гурьев, министр народного просвещения и духовных дел А.Н. Голицын, государственный контролер Б.Б. Кампенгаузен, А.А. Аракчеев и М.М. Сперанский. Председателем I Сибирского комитета был назначен министр внутренних дел В.П. Кочубей. С 1823 по 1826 пост председателя комитета занимал А.А. Аракчеев, а впоследствии им был один из старших по должности. То, что в состав комитета входили видные сановники империи, свидетельствует о большом значении, которое придавали русские императоры его деятельности.

Материалы ревизии М. Сперанского, проекты законодательных актов, касающихся управления Сибирью, обсуждались в комитете около года. На заседаниях комитета был рассмотрен целый пакет законопроектов (более 10 различных уставов и положений), составляющих основу сибирской реформы 1822 года. Позже эти законопроекты были переданы на рассмотрение императора Александра I, которые он утвердил 22 июля 1822 г. Основу сибирской реформы составили следующие документы: указ Сенату «О преобразовании сибирских губерний по новому учреждению», учреждение «Для управления сибирских губерний», устав «Об управлении инородцев», устав «О сибирских киргизах», устав «О ссыльных», устав «Об этапах в Сибирских губерниях», устав «О содержании сухопутных сообщений в Сибири», устав «О сибирских городовых казаках», положение «О земских повинностях в сибирских губерниях», положение «О казенных хлебных запасных магазинах», положение «О разборе исков по обязательствам, заключаемых в сибирских губерниях обывателями разных сословий» и указ начальнику Главного штаба «О распоряжении для приведения в действие устава этапных команд».

В начале образование Сибирского комитета планировалось лишь на время, пока не закончено будет переустройство Сибири. В 1838 г. Сибирский комитет был закрыт, а все дела, поступавшие к нему, было решено вносить в Государственный совет и Комитет министров. Вскоре ревизия Западной Сибири, произведенная членом Государственного совета Н.Н. Анненковым, обнаружила, что в Сибири не установилось еще «прочное устройство, вполне соответствующее местным и политическим обстоятельствам того края». В результате этого Сибирский комитет был восстановлен царским указом от 17 апреля 1852 г. В связи с этим в указе было записано: «В видах скорейшего водворения в Сибири прочного устройства, вполне соответствующего местным и политическим обстоятельствам сего края, признавая необходимым дать более единства и быстроты всем мерам, предпринимаемым по управлению оным в порядке законодательном и исполнительном, повелеваем: Для предварительного рассмотрения и соображения всех вообще дел по управлению Сибирью, как восточною, так и западною, подлежащих разрешению нашему, учредить здесь, под непосредственным ведением нашим, особый комитет под наименованием Сибирского» [4, с.280]. Государь император неоднократно подчеркивал важность Сибирского комитета: «дабы все без изъятия дела по Сибири были вносимы в Сибирский комитет … и чтобы министерства и главноуправляющие …непременно доводили до сведения Сибирского комитета о всех делах, кои по Сибири будут разрешаемы ими самими, по власти им присвоенной…» [2, с.14].

Второй Сибирский комитет (1852-1864гг.) занимался преимущественно законодательными проектами и вопросами текущего управления краем. Из наиболее значимых нормативных актов, активно обсуждаемых в Сибирском комитете, следует отметить серию законов об изменении административно-территориального деления Сибири. Именно тогда на карте Сибири появились Амурская, Забайкальская, Приморская и Семипалатинская области с военными губернаторами во главе. «Подобные мероприятия вызывались стремлением правительства к усилению административного влияния центра на окраинах империи, с одной стороны, и активизацией внешней политики России и на Дальнем Востоке и в Средней Азии, с другой» [2, с.16].В декабре 1864 г. согласно именному указу Сибирский комитет был присоединен к Комитету министров. «Признавая полезным, Сибирский комитет присоединить к Комитету министров, повелеваем: 1) Все вообще дела по Сибири, кои на основании существующих ныне постановлений вносятся в Сибирский комитет, впредь вносить в Комитет министров. 2) Переписку по сим делам сосредоточить в канцелярии Комитета министров с тем, чтобы все обязанности, кои по Сибирскому комитету лежат на управляющем делами онаго, были возложены на управляющего делами Комитета министров [5, л.23].

Таким образом, Сибирский комитет был специальным государственным органом для рассмотрения законопроектов и их внедрения, для регулирования многочисленных вопросов текущего управления жизнью Сибири. В комитете были сосредоточены все сведения об экономическом и социально-политическом состоянии края: статистические отчеты, донесения с мест, записки, прошения, законодательные акты и пр. В непосредственное подчинение к нему поставлены были генерал-губернаторы Сибири, которые в комитет вносили и свои всеподданнейшие отчеты. В Сибирский комитет вносились все дела по Сибири, как законодательные, так и исполнительные, превышавшие власть министров и требовавшие высочайшего разрешения. Сибирский комитет не имел плановых заседаний, они собирались по мере необходимости, по мере накопления дел. Его решения поступали в обязательном порядке на утверждение к царю, минуя другие инстанции, и после этого принимали силу закона. Мнения членов комитета фиксировались в специальном журнале, который предоставлялся на высочайшее утверждение. Эти журналы, сохранившиеся в фондах Российского Государственного исторического архива, и частично опубликованные, являются важным источником для анализа деятельности самого комитета и источником изучения истории Казахстана в составе Российской империи.

Согласно царскому указу 1822 года «О разделении Сибирской губернии на два главных управления Западную и Восточную» Сибирь была поделена на две части: Западную - с центром в Тобольске и Восточную - с центром в Иркутске [6, с. 48]. В результате этого территория Среднего жуза казахов, состоявшая в подданстве России, вошла в состав Западносибирского генерал-губернаторства. Следовательно, все вопросы, которые касались регулирования отношений и управления областью Сибирских киргизов, находились в ведении Сибирского комитета. Уставы «Об управлении инородцев» и «О сибирских киргизах» (как часть сибирской реформы) регламентировали порядок взаимоотношения русской администрации с местным населением и все стороны жизни коренного населения - экономическую, административную, судебно-правовую и культурно-бытовую. Данные законодательные акты свидетельствуют о попытке хоть какого-то урегулирования национальных отношений в рамках существовавшей системы.

Устав «О сибирских киргизах» 1822 года положил начало ликвидации ханской власти и политической независимости Казахстана, вводил новое административно-территориальное управление на территории Среднего жуза. Во введении устава определено основное его содержание: «Сей особенный устав о киргизах содержит: во-первых, подробное изъяснение обязанностей их управления; во-вторых, особенные постановления о киргизах, по различию их с другими инородцами; в-третьих, порядок введения данного устава в действие» [6, с.52]. Устав состоял из 319 статей и 10 глав, которые регламентировали широкий круг взаимоотношений царской и местной администрации, управление краем, вопросы торговли, пограничного режима, повинностей и сборов, судопроизводства и др.

В результате деятельности Сибирского комитета (1821-1838 гг.; 1852-1864 гг.) в архивах отложились многочисленные документы и материалы, касающиеся вопросов устройства, управления и регулирования отношений в казахском обществе того периода. В ходе исследования было выявлено около 150 высочайше утвержденных положений Сибирского комитета, принятых в отношении казахского края XIX века. Например, среди них: «Об отдаче в работу сибирских казенных крестьян и инородцев по несостоятельности к платежу долгов» (1830 г.); «О порядке взимания ясака с сибирских киргизов в Каркаралинском Кокчетавском округах (1831 г.); «О сбыте скота, собираемого в ясак с сибирских киргизов» (1832 г.); «О производстве жалования начальникам военных отрядов в Киргизской степи за исправление должностей заседательских в окружных приказах» (1836 г.); «О содержании земских подвод в Омской области от Акмолинской округи до урочища Актау» (1837 г.); «О беспошлинном вывозе хлеба в Киргизские степи через Сибирские и Оренбургские таможенные места» (1852 г.); «О надзоре за частными золотыми промыслами в Киргизской степи» (1852 г.); «О геогностическом исследование Киргизской степи» (1853 г.); «Об оставлении продажи вина во внешних округах Киргизской степи с 1855 по 1857 годы на существующих ныне правилах и условиях» (1855 г.); «О выселение в Киргизскую степь самовольных переселенцев в Западной Сибири из внутренних губерний и старожил сибирских неблагонадежных к платежу податей» (1858 г «О возведении Коряковской станицы Сибирского линейного казачьего войска на степень заштатного города и наименованием сего города Павлодаром» (1861 г.); «Об увеличении штатной суммы канцелярии военного губернатора области Сибирских киргизов» (1864 г.) [7]. и т.д.

Огромный интерес для исследования представляют материалы Сибирского комитета, которые отложились на той или иной стадии прохождения законодательного документа (это различные проекты, записки, отчеты генерал-губернаторов, доклады, прошения, протоколы заседаний и т.д.). В частности в Российском Государственном историческом архиве (РГИА, г. Санкт-Петербург) есть специальный Фонд № 1264 «Первый Сибирский комитет». В данном фонде хранятся следующие дела: «Журналы заседаний Сибирского комитета» (Д. 7, 8, 14, 15, 16); «Отчеты об управлении Западной Сибирью» (Д. 21, 24, 28, 30, 44); «Приложения к отчету по управлению Западной Сибирью» (Д. 701, 705, 708, 710); «Дело об определении генерал-губернаторов и губернаторов сибирских по новому порядку управления» (Д. 86); «Дело о размещении и определении чиновников по новому устройству сибирских губерний» (Д.104); «Дело о дозволении генерал-губернатору Западной Сибири и его Совету иметь временное местопребывание в Омске» (Д.132); «Дело относительно производства жалования начальникам военных отрядов в Киргизской степи за исправление должности в окружных приказах» (Д. 211); «Дело по проектам Степных законов для народов, населяющих Западную Сибирь» (Д. 269); «Дело о времени крепостного владения киргизами, калмыками и другими азиатцами» (Д. 281); «Дело о принятии мер к охране соленых озер в Киргизской степи в целях борьбы с беспошлинным вывозом соли» (Д. 591); «Дело о питейных домах, существующих на Сибирской (Киргизской) линии» (Д. 594) и т.д. Эти документы помогут дополнить и объективно осветить многие аспекты истории нашего государства в составе России, который является одним из сложнейших и неоднозначных периодов.

Таким образом, материалы Сибирского комитета, в котором была сосредоточена многочисленная документация по управлению жизнью Среднего жуза, являются важнейшим источником по изучению истории казахского общества XIX века. Изучая и анализируя эти документы, можно извлечь информацию о местных органах власти, их взаимосвязи с центральными учреждениями, они дают характеристику административной, судебной, налоговой системы и других региональных вопросов. Материалы комитета позволяют проследить политику царского правительства в развитии, помогают понять ее истинные масштабы и задачи. Для объективного изучения истории Казахстана, материалы Сибирского комитета имеют важное значение, без их системного, комплексного изучения и анализа нельзя раскрыть и показать суть официальной политики, проводимой царским правительством. В целом материалы Сибирского комитета Российской империи открывают широкие возможности для их дальнейшего комплексного использования и изучения истории Казахстана, как в теоретических исследованиях ученых, так и для практического применения широким кругом читателей.

Список литературы:

1)  Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 г. XIX века. - Алма-Ата: Қазақ университеті, 1992. – 398 с.

2)  Дамешек Л.М., Дамешек И.Л. Особые комитеты как органы управления окраинами империи (на материалах Азиатской России XIX в.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История», 2011. - № 1 (1). - С. 8–24.

3)  Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995.– 437 с.

4)  ПСЗ РИ-1. - СПб, 1830. - Т.27. - № 26178. - С.280.

5)  Областное правление сибирскими киргизами // ЦГА РК. – Ф.345. – Оп.1. – Кн.1. – Д.891.

6)  Законодательные акты Российской империи по истории Казахстана (XIX в.). Сб. документов. Ч.1. // Под ред. Отеповой Г.Е. – Павлодар: ПГПИ, 2015. – 344 с.

7)  Хронологический указатель законодательных актов Российской империи по истории Казахстана XVIII-начала ХХ в. Учебно-справочное пособие. – Павлодар: ПГПИ, 2012. – 161 с.

Өтепова Гулфира, т.ғ.д., профессор ПМПИ

Сібір комитетінің мәліметтері Ресей империясы құрамындағы Қазақстан тарихын зерт-теудің дереккөзі ретінде

Сібірдің кең-байтақ жерін басқару мәселелеріне қатысты 1821 жылы патша жарлығына сай Сібір комитеті құрылды. Комитетте қазақ өлкесінің экономикалық, әлеуметтік-саяси жағдайы туралы мәліметтер жинақталатын: статистикалық мәліметтер, генерал-губернаторлардың есептері, баяндамалар, өтініштер, заң актілері, т.с.с. Сібір комитетінің бекіткен ережелері, журналдар мен құжаттар әлі күнге дейін Ресей мұрағаттарында сақталып ХІХ ғ. қазақ қоғамының тарихын зерттеу де маңызды деректердің бірі болып табылады. Бұл құжаттарды зерттеп, талдаудан өткізгеннен кейін биліктің жергілікті органдары туралы, олардың орталық мекемелермен ара-байланысы туралы ақпарат алуға болады, олар әкімшілік, салықтық, сот жүйесне сипаттама береді және басқа да аймақтық мәселелерге қатысты мәліметтер алуға мүмкіншілік жасайды.

Кілт сөздер. Сібір комитеті, Тарихи дерек, Қазақстан тарихы, Заң жобасы, Ресей империясы, Патша үкіметі, Мұрағат құжаттары, Генерал-губернатор, Сібір.

Otepova Gulfiraprofessor PGPI

Proceedings of the Siberian Committee, as a source for studying the history of Kazakhstan in the Russian Empire

To consider matters relating to the management of the vast territory of Siberia, in 1821 according to the Imperial decree was created by the Siberian Committee. The Committee focused on economic and socio-political situation of the Kazakh edge: statistics and reports from the Governor, reports, notes, petitions, legislative acts, etc. Magazines, documents and supremely approved the position of the Siberian Committee, which are still kept in the archives of Russia and Kazakhstan are the most important source for the study of the history of the Kazakh society of the XIX century. By studying and analyzing these documents, it is possible to extract information about local government, their relationship with the central institutions, they give characteristics of administrative, judicial, taxation and other regional issues.

Key words. The Siberian Committee, A historical source, History Of Kazakhstan, Bill, The Russian Empire, The tsarist government, The archival documents, The Governor-General, Siberia.


Пікір жоқ

Пікір қалдыру үшін кіріңіз немесе тіркеліңіз